Преподаватель в своих наблюдениях за учащимся может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:
Низкий уровень адаптации:
-
учащийся равнодушно или отрицательно относится к колледжу;
-
нередки жалобы на здоровье;
-
преобладает подавленное настроение;
-
наблюдаются нарушения дисциплины;
-
учебный материал усваивается фрагментарно;
-
затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
-
домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, куратора или родителей;
-
для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;
-
общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
-
близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.
Средний уровень адаптации:
-
учащийся положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
-
понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;
-
усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
-
сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;
-
бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
-
почти всегда выполняет домашние задания;
-
общественные поручения выполняет добросовестно;
-
дружит со многими одногруппниками.
Высокий уровень адаптации:
-
учащийся положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;
-
учебный материал усваивает легко;
-
глубоко и полно овладевает программным материалом;
-
решает усложненные задачи;
-
прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;
-
выполняет поручения без внешнего контроля;
-
проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;
-
общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
-
занимает в группе благоприятное статусное положение.
Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников
1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в колледже и требованиями к знаниям.
2. Объяснить учащимся правила работы с книгой, методическими пособиями.
3. Учитывать индивидуальный подход к учащемуся при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
4. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.
5. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу учащегося: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.
6. Проводить менее стрессогенный опрос: письменный, тестовый или групповой.
7. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.
8.. Всячески предупреждать повышение тревожности у учащихся.
9. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы учащимся эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.
10. Применять методы обучения педагогов - новаторов.
11. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития учащегося.