Преподаватель  в своих наблюдениях за учащимся может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:

Низкий уровень адаптации:

  • учащийся равнодушно или отрицательно относится к колледжу;

  • нередки жалобы на здоровье;

  • преобладает подавленное настроение;

  • наблюдаются нарушения дисциплины;

  • учебный материал усваивается фрагментарно;

  • затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;

  • домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, куратора или родителей;

  • для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;

  • общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;

  • близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.

Средний уровень адаптации:

  • учащийся положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;

  • понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;

  • усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;

  • сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;

  • бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;

  • почти всегда выполняет домашние задания;

  • общественные поручения выполняет добросовестно;

  • дружит со многими одногруппниками.

Высокий уровень адаптации:

  • учащийся положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;

  • учебный материал усваивает легко;

  • глубоко и полно овладевает программным материалом;

  • решает усложненные задачи;

  • прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;

  • выполняет поручения без внешнего контроля;

  • проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;

  • общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

  • занимает в группе благоприятное статусное положение.

Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников

1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в колледже и требованиями к знаниям.

2. Объяснить учащимся правила работы с книгой, методическими пособиями.

3. Учитывать индивидуальный подход к учащемуся при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.

4. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.

5. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу учащегося: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.

6. Проводить менее стрессогенный опрос: письменный, тестовый или групповой.

7. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.

8.. Всячески предупреждать повышение тревожности у учащихся.

9. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы учащимся эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.

10. Применять методы обучения педагогов - новаторов.

11. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития учащегося.